Назад      26.07.2006

Отделка.

  Для отделки готовых систем я решил их фанеровать. Форма АС достаточно сложна, потому я имел опасения по качеству отделки, особенно учтя, что я до этого еще ни разу ничего не фанеровал. Почитав рекомендации, я выбрал неширокий шпон шириной 200мм. Шпон мне подарили, а дареному коню в зубы не смотрят. Шпон пересушенный, долго пролежал в условиях неотапливаемого помещения, края подпорченны. Реальная ширина получилась 150-170мм. Хотя информации о том, как надо производить фанеровку достаточно, я опишу именно ту технологию, которой воспользовался.

Подготовка поверхности.

    Поверхность АС выровнена с помощью шпатлевки и шкурки. Далее я загрунтовал ее 50% раствором клея ПВА в воде. После сушки, поверхность готова к фанеровке. Да, еще несвязанное дело. У меня ВЧ и СЧ динамики были подключены к кроссоверу с помощью посеребреного провода. Мне показалось, что в звучании было несколько излишней звонкости. Я заменил провода в разводке на Chernov Mounting Wire.

Фанеровка.

    Для начала, я отрезал от листа шпона кусок, немного больше требуемого по длине. Далее отмечаю карандашом на поверхности АС область приклейки листа. Намазываю ее клеем ПВА и так же намазываю обратную сторону шпона. Я использовал клей Момент-Столяр, он быстрее схватывает и хорошо держит, чем обычный ПВА. Даю небольшую выдержку что бы клей начал заветриваться. Накладываю лист на место приклейки и приглаживаю его разогретым утюгом. Температура утюга установлена на хлопок. При установке на лен начинает немного портиться шпон, при меньшей хуже идет испарение воды из клея. Поскольку листы достаточно большие, то приходится гладить приклеиваемый лист. Но двигать утюг надо медленно, иначе поверхность не успевает прогреться в объеме. В общем, надо несколько набить руку в этом деле. Если лист нужно состыковать с уже имеющимся, то гладить надо в сторону стыка. При высыхании шпон усаживается и появляется зазор между листами. Пока клей горячий, он дает небольшую свободу движения. Пропитываясь клеем, шпон расширяется и выгибается. Что бы избежать этого, надо пульверизатором смачивать лист с обратной стороны. При прикладывании утюга, образуется пар, который размягчает шпон, что позволяет его хорошо разгладить или даже загнуть его по сложной поверхности.

Подготовка к лакировке.

    Первую часто ошкуривания поверхности я выполнял вручную. Не от того, что так лучше, а просто мне надо было собрать пыль дерева моего шпона. Пыль мне потребовалась вот для чего. При оклеивании избежать появления зазоров между листами так и не удалось. Так же на шпоне было несколько трещин. Заделать их лучше замазкой, приготовленной из этой пыли и лака, которым впоследствии будет покрыта АС. Меня предупредили, что такая замазка часто бывает темнее массива дерева. Потому я добавил в нее мелкие опилки сосны. Практически, высушенная и ошкуренная замазка оказалась почти того тона, как надо, ну может чуть темнее, чем оптимум. При первичном ошкуривании я использовал шкурку зернистости 100-120. После высыхания замазки я приступил к основному ошкуриванию. Делал я его с помощью виброшлифовальной машинки Макита в два этапа. На первом этапе, я использовал шкурку зернистостью 150. При этом уделялось особое внимание убиранию царапин, больших неровностей. Надо только следить, что неровность на шпоне, а не плохо приклеенный участок. Таких у меня нашлось несколько. Пришлось с помощью канцелярского ножа делать разрез вдоль волокон и через щель дать под пузырь клей и повторить повторить прикатывание горячим утюгом. При ошкуривании нельзя перестараться, ведь шпон тонкий и его можно быстро "пройти". После основного ошкуривания, дальнейшие работы надо выполнять в х/б перчатках, поскольку жир с пальцев может остаться на поверхности сухого дерева и уйти под лак. На следующем этапе я производил ошкуривание с целью получения гладкой поверхности, которую уже можно покрывать лаком. Для этого я использовал шкурку с зернистостью 240.

Лакировка.

    АС готовы и стоят на небольших постаментах в комнате с доступом со всех сторон. Лучше всего производить лакировку с помощью краскапульта, пульверизатора. Но у меня такого нет, я работал кисточкой. При окрашивании кисточкой нельзя использовать очень быстросохнущие лаки, например нитролаки (НЦ). Раньше я использовал лак Поли-Р с Жирафом на этикетке шелковисто-матовый. Сейчас я его не нашел в торговле, но зато появился новый аналогичный отечественный алкидно-уритановый лак АУ-271. Он оказался ничуть не хуже турецкого. Если использовать пентафталевый лак (ПФ), то можно достичь лучшей поверхности, поскольку он сохнет дольше 24 часа, а не 4, как у алкидно-уританового, но его испарения считаются сильно вредными и его снимают с производства, да и мне жалко себя и своих близких. Если хочется достичь глянцевой поверхности, то надо обязательно пользоваться краскопультом и я бы применил лак чистый полиуретан.
    Для начала, надо загрунтовать поверхность шпона. Для этого добавляем до трети уайт-спирта в лак и покрываем АС одним слоем. После высыхания, покрываю АС в три слоя с 8-и часовой сушкой. Хотя на банке указано время высыхания в 4 часа, но после них поверхность лака остается немного упругой, а это означает, что там остался растворитель и ему будет трудно выйти из-под следующих слоев. Перед очередным слоем надо вручную отшкурить поверхность для удаления пузырьков и других неровностей. Лак забивает мелкую шкурку, потому ее надо постоянно очищать железной щеткой.

Вот что у меня получилось.


Левая и правая АС


Все вместе


Да, я сделал подключение для триваринга. Т.е. к каждому динамику с фильтром своя клемма. Пока трех проводов у меня не нашлось и я использовал биваринг. После некоторого числа опытов я остановился на варианте, когда НЧ и СЧ секции подключены кабелем Chernov Cuprum Classic SC, а ВЧ секция литцендратом. Надо отметить, что биваринг дал заметный прирост качества звучания.

Заключение.

    Я вполне доволен результатом. Конечно есть несколько моментов, что бы я сделал чуть не так, но это не критично. Главная цель, которую я ставил перед началом работ, я считаю достигнута, а это главное. АС играют замечательно, натурально передавая тембры звучания инструментов, дают очень хорошую локализацию источников, создают реалистичную звуковую сцену.

_________________________________________________________

Сайт Мусатова Константина    Сборка акустических систем

Рейтинг сайтов АУДИО ПОРТАЛ Рейтинг@Mail.ru
Хостинг от uCoz